Впервые мы столкнулись с тематикой «Доставка цветов» летом 2015 года. И сразу нам не повезло, через 2 недели ресурс попал под фильтр за накрутку поведенческих факторов в Яндексе, которые ранее были подключены предыдущим агентством по продвижению. Но упорная команда во главе с владельцем преодолела кризис, вышла на высокий уровень и до сих пор радует покупателей.
После мы поработали еще с несколькими компаниями, которые организуют доставку по Москве и Московской области. Мы также разрабатывали сайт для 101роза.com, продвигали локальные торговые точки в поисковиках и социальных сетях. Но главное наше достижение в этой области – это раскрутка федерального интернет-магазина по доставке цветов florist-express.ru. Эта компания работает на рынке более 7 лет, в штате опытная web-команда разработчиков и контент-специалистов. За 2 года совместной работы с нами «Флорист-Экспресс» вышел на лидирующие позиции в интернете в более 30 регионах России.
Доставка цветов и сопутствующих подарков, по-нашему мнению, с одной стороны очень простой бизнес для развития в интернете, а с другой – довольно сложный и трудоемкий. Низкий порог входа, но для серьезного развития нужна структурированная экосистема. Большинство компаний на рынке делятся или совмещают в себе 3 типа:
Учитывая наш опыт работы, мы решили подготовить полноценное исследование результатов seo-продвижения сайта и описать – какие факторы являются ключевыми при раскрутке сайта в тематике «Доставка цветов». В рамках исследования мы оцениваем уровень известности ресурсов в России без стран СНГ.
Лидирующие сайты по объему трафика из интернета: florist.ru, rus-buket.ru, uflor.ru. Эти ресурсы представляют собой систему поддоменов, которые нацелены на получение регионального трафика. Именно такой тип трафика составляют значительную часть от общего объема.
Рынок заказа цветов через интернет сильно растет. В среднем 9-10% роста спроса за I-ое полугодие 2019 по сравнению с аналогичным периодом 2018. Поэтому конкуренция на рынке постоянно увеличивается, что увеличивает доходность всей отрасли. Но из-за постоянно растущей конкуренции, снижается доходность в разрезе одного игрока.
Некоторые лидеры появились вместе с Рунетом в 2002-2003 годах, но также есть и вполне молодые проекты с возрастом 4-5 лет, которые уверенно составляют конкуренцию. В тематике не выявлено «жесткая консервация топа», и путь для новых игроков открыт. Особенно это характерно для региональных сайтов.
Большим ИКС могут похвастаться 2 сайта в тематике rus-buket.ru и florist.ru, что соответствует их возрасту. Все остальные значимые игроки имеют показатель 200-300. Новому сайту при грамотной работе на это нужно 2-3 года.
При анализе тематики мы всегда учитываем – на каких CMS построены ТОП-20 сайтов-конкурентов. Приводим данные анализа ниже.
Закономерность для малого и среднего бизнеса не нарушена: выделяются сайты на 1С-Битрикс и WordPress, остальные CMS размазаны в единичных экземплярах. Около 40% из основной группы сайтов используют самописные решения.
Так как лидеры отрасли ориентированы на сбор регионального трафика с населенных пунктов РФ, то около 70-75% приходится именно на главные страницы поддоменов. Основной домен у всех лидеров ориентирован на Москву.
Страницы собирают трафик
1. Главные страницы поддоменов: 75-80%
2. Главная страница основного сайта: 10-15%
3. Букеты по событиям: 3-5%
4. Букеты по составу цветов: 2-3%
В рамках одного домена также собирают значительный трафик разделы из категорий «букеты по событиям» (8 марта, новый год, 9 мая, день учителя) и «букеты по составу» (розы, хризантемы, тюльпаны, герберы, микс).
Что входят в стандартный функционал успешного сайта:
1. Сочетание сети региональных поддоменов и внутренних страниц под различные населенные пункты.
2. Текстовая уникализация для страниц-топонимов: очень сильная работа в направлении технической и пользовательской уникализации.
3. Нестандартное внешнее ссылочное окружение: за счет сети поддоменов внешний вес страниц очень грамотно перераспределяют внутри них.
4. Если мы говорим о продвижении магазина цветов в рамках одного региона, то на 1-ом месте выходят широта/проработка семантики + мобильность сайтов.
5. IP-телефония под каждый регион для наличия внутрирегионального номера на сайте.
6. Широкая семантика (очень широкая) – цветы дарят на любые события, а разнообразия букетов и количества цветов еще больше.
7. Нацеленность под мобильные устройства: адаптивная или мобильная версия, а также используются технологии RESS.
Доля мобильного трафика постоянно растет. Невероятно, но за 2 года количество переходов с мобильных устройств увеличилось на 71% (с 46% до 65%). Можно предположить, что за 2020 год 7 из 10 человек заходящих на сайт в тематике «Доставка цветов» будут заходить с мобильного устройства. Логично, что в улучшение по данному направлению вкладываются значительные средства.
В тематике крупные бренды живут и развиваются, исключительно, за счет успешного seo-продвижения. У лидеров отрасли 85-95% всех новых пользователей на сайт приходятся из поисковых систем. Исключение составляет florist.ru, он активно вкладывает силы в иные каналы трафика (социальные сети, e-mail рассылки и контекстная реклама).
Чем более продвинутый сайт, тем более раскаченный ссылочный профиль. Но здесь, эта прямая корреляция достигается естественным путем из-за возраста сайтов и наращивания ссылок в процессе жизни ресурса. В целом, порог входа по ссылкам низкий. Некоторые ресурсы из топ-5 имеют не более 150 внешних ссылок.
Брендовый трафик выделяется только для сайта florist.ru, что логично, так как этот ресурс самый первый из существующих начал активную кампанию в интернете. По остальным сайтам уровень развития бренда равный и сильно отстает от лидера. Известность компании в тематиках быстрой покупки играют меньшую роль, чем уровень видимости ресурса и его удобство.
Ассортимент товаров измеряется в тысячах и у топовых сайтов составляет 3 000 – 6 000 различных композиций. При развитии сайта florist-express.ru мы целенаправленно расширяли ассортиментную матрицу для того, чтобы соответствовать конкурентам.
Для того чтобы серьезно заявить о себе на рынке нужно проделать реально большую работу:
Cформировать большой ассортимент до нескольких тысяч.
Организовать удобную и быструю доставку (здесь сроки очень важны для покупателей).
Постоянно развивать сообщества в социальных сетях.
Выстроить грамотную внутреннюю поддоменную структуру для сбора трафика с большого числа локационных точек и построить систему внешнего ссылочного развития.
Полноценно проработать семантику и внедрить её на сайт.
Cистематично развивать направление мобильного трафика, используя современные технологии.