Пагинация в интернет-магазинах


Акулов М. (2017)

Под термином «пагинация» в интернете подразумевается любое разбиение информации на отдельные страницы в рамках одного раздела. То есть дифференциация предоставляемого контента по соответствующим страницам одной категории.

Пагинация в интернет-магазине была придумана для реализации следующих задач:

а) Ускорить процесс загрузки страниц категорий за счет выделенного числа товаров для соответствующего пэйджинга;
б) Разбить имеющуюся продукцию на страницы, чтобы пользователю было проще ориентироваться в выборе.

Стоит отметить, что пагинация используются не только в интернет-магазинах, а также на новостных порталах, статейных сайтах и форумах. Фактически, везде, где есть разбиение на страницы одной категории/раздела/обсуждения целесообразно применять нижеописанные методы.

Существует несколько способов - организовать пагинацию так, чтобы поисковые системы правильно обрабатывали все страницы-педжинга, при этом происходило корректное определение релевантной страницы в органическом поиске. Как следствие, отсутствие проблем при ранжировании, вызванных некорректной индексацией страниц-пэйджинга.:

Способ 1

Закрыть от индексации поисковыми роботами все странички категорий, кроме 1-ой. Закрывают, как правило, либо в файле robots.txt, расположенном в корне сайта или в тегах на самих страница путем добавления следующей строки в блок <head>

  <meta name="robots" content="noindex, nofollow"/>

Эта строка сообщает всем поисковым роботам, что на данной странице не нужно индексировать контент и искать какие-либо ссылки на другие страницы/сайты.

Однако, более корректное решение в рамках этого метода – использовать для сокрытия страниц строки в файле robots.txt, чтобы веб-краулер (поисковый паук) не добавлял страницу в свою базу. Таким образом поисковик не будет затрачивать имеющиеся ресурсы на обработку тех страниц, которые изначально закрыты для него по адресам. Чаще всего (но далеко не всегда) строчка в robots.txt выглядит следующим образом:

Disallow: /*PAGEN
или
Disallow: /*?page
или
Disallow: /*?category-2

Чтобы правильно закрыть от индексации группу страниц-пагинаций необходимо найти общую маску в URL, по которой идет формирование адреса страниц.

Это самый простой способ организации пагинаций. Если существует немного страниц-пагинаций, и их сокрытие существенно не уменьшит «объем» сайта, то его использование вполне допускается. Для крупных интернт-магазинов с большим числом страниц в категориях данный способ категорически недопустим.

Способ 2

Добавление на страницы атрибута rel=”canonical” в блок <head>. Данный атрибут содержит ссылку на главную страницу пагинаций (на 1-ую страницу). Таким образом, поисковые машины видят и учитывают все адреса-пагинаций. И эти страницы учувствуют при распределении внутреннего веса сайта, то есть ссылки с подобных страниц учитываются. Атрибут “canonical” прописывается абсолютно на все страницы  пейджинга, в т.ч. и на первую. Атрибут показывает роботу все страницы в категории, обозначая, что есть второстепенные страницы и есть главная для всех остальных (1-ая страница).

Преимущество такого подхода состоит в том, что при ранжировании робот будет отдавать приоритет странице, которая указана в rel=”canonical”. Хотя в общей базе страниц в индексе неглавные страницы-пагинаций также будут находиться.

В коде сайта это выглядит следующим образом

‹link rel="canonical" href="https://site.ru/category/main-page/"›

Данный атрибут разработан компании Google, но и Яндекс, и другие поисковые машины его прекрасно понимают. Все же рекомендуется прочитать официальную статью в первоисточнике от Google https://support.google.com/webmasters/answer/139066

На практике в Яндексе все же встречается, когда наиболее релевантная страница в выдаче становится неприоритеная/неглавная. Почему так происходит – точного ответа нет, однако, большинство связывают это именно с ошибкой/недочетом на стороне поисковых машин. В этом случае необходимо «усилить вес» основной страницы и сообщить о ситуации в техническую поддержку поисковика.

Способ 3

Этот способ наиболее трудозатратный, но максимально эффективный, так как при такой реализации страницы—пейджинга никогда не будут перебивать основную страницу, при этом будут находится в поисковой базе и усиливать вес других страниц сайта.

Он состоит из нескольких шагов:

1. Настраиваем атрибут rel=”canonical”, как описано во 2-ом способе.

2. Добавляем к мета-тегу <title> для страниц-пйджинга окончания с номером страниц. Например:

«Купить потолочные люстры недорого в интернет-магазине – стр.2»;
«Купить потолочные люстры недорого в интернет-магазине – стр. 3» и т.д.


3. Убираем описательный текст для категорий со страниц-пагинаций, и оставляем его только на 1-ой странице раздела.

4. Прописываем прямые ссылки на 1-ую страницу с других с клавишей-навигаций (с кнопок с номерами страниц).

5. Прописываем в теги <h1> также окончание с номеров страницы. Например,
«Потолочные люстры – страница 2»
«Потолочные люстры – страница 3» и т.д.

6. В мета-тег <description> добавляется предложение, указывающее на номер страницы. Например:
«Стильные потолочные люстры по низким ценам – доставка от производителя. Страница категорий номер 2.»
«Стильные потолочные люстры по низким ценам – доставка от производителя. Страница категорий номер 3.»

Способ 4

Разбиение на страницы - использование атрибутов rel=”next” и rel=”prev”. Данные атрибуты показывают  роботу адрес следующей и предыдущей страницы в рамках одной категории.  Эти атрибуты добавляются в блок <head> и выглядит следующим образом. Пример для 2-ой страницы-пагинаций.

‹link rel="next" href="http://www.example.com/category/page-3" /› - cсылка на 3-ую страницу (следующую)

‹link rel="prev " href="http://www.example.com/category/" /› - cсылка на 1-ую страницу (предыдующую)


Официальная статья о «разбиениях на страницы» от Google https://support.google.com/webmasters/answer/1663744?hl=ru

Данные атрибуты можно использовать отдельно и совместно с атрибутом rel=”canonical”, о котором подробно рассказывается в пункте 2. Однако, у этого способа есть существенный недостаток – подобные атрибуты учитывает только поисковик Google и поисковые машины, построенные на базе Google. То есть для поисковиков Яндекс, Маил данные атрибуты остаются бесполезными.  Также этот метод наиболее трудозатратный с точки зрения реализации в коде сайта, так как далеко не все известные системы управления контентом позволяют корректно организовать «разбиение на страницы».

Таким образом, использование способа 4 для сайтов с целевой аудитории в СНГ целесообразно только совместно со способом 2 или 3.

Если подходить детально к проблеме, то способ номер 3 – наиболее эффективный и рациональный. Этот метод позволяет всеми способами (текст, ссылки, мета-теги, атрибут) «донести» до робота – какая страница главная, а какие неприоритетные и не могут полностью отвечать на запрос пользователя. В современных больших интернет-магазинах пагинация организована именно с помощью способа 3, при этом возможны различные его вариации и дополнения, но суть останется неизменной.