Секреты успешного крауд-маркетинга

Алексей Думчев
13 Апреля 2021 г, 16:32
   20

Крауд-маркетинг – один из многих терминов интернет-маркетинга, смысл которых не очевиден человеку, далекому от темы. Между тем это тот инструмент, который обязательно нужно освоить для эффективного продвижения своей компании в интернете.

Название термина произошло от английского «crowd», что переводится как толпа, сборище людей. Собственно, это слово и определяет основной принцип данного метода. Это массовое, ориентированное на обширный круг лиц, привлечение людей к вашему бренду или продукту.

крауд маркетинг

Каким образом это делается? При помощи размещения естественных по виду комментариев, постов и рекомендаций, содержащих ссылку на ваш сайт/группу Вконтакте или другой продающий ресурс, либо просто упоминание вашей компании. Естественно, ссылка должна быть оставлена не где угодно, а на определенной целевой площадке, где «обитает» схожая с вашей аудитория. Именно поэтому другое название группы подобных методов рекламы – «партизанский маркетинг». Итак, вот главные признаки, которые отличают крауд-маркетинг от других рекламных методов:

  • Естественность. Даже самый неопытный интернет-пользователь легко видит фальшь и искусственность неумелого крауд-маркетинга. Поэтому все комментарии должны не только быть написаны естественным человеческим языком – именно таким, каким обычно общаются и дают советы, но и быть написанными с аккаунтов, имеющих вид обыкновенных людей и содержать нативные, то есть естественные ссылки. О том, как именно должен выглядеть естественный крауд-маркетинг, читайте дальше.
  • Ориентированность на конкретную аудиторию. Было бы глупо восторгаться купленными недавно наушниками в комментариях на форуме, где обсуждают строительные материалы. Но вот упомянуть велосипеды там, где речь идет о самокатах – не такая плохая идея. В любом случае адресат должен иметь либо полностью релевантный круг интересов, либо, по крайней мере, смежный.
  • Предельная простота применения. Еще в самые древние времена на первых рынках, где торговали шкурами и керамическими вазами, продавцы шли примерно на такие же ухищрения. «Засланный» покупатель за небольшую плату нахваливал «любимого» цирюльника или сапожника в каждом кабаке и площади. А от того, насколько успешно он это делал, зависела и эффективность самого продавца.

В идеале крауд-маркетинг – это естественный процесс, который вытекает из факта хорошо оказанной услуги или качественного товара, который предоставляет та или иная компания. Человек испытал положительные эмоции, хочет поделиться дельным советом и дополнительно отблагодарить продавца. Только вот в реальности это происходит очень и очень редко. И почти всегда дело вовсе не в том, что товар оказался плохой, а продавец – грубым и некомпетентным. Просто человек, что уж там скрывать, существо довольно ленивое. И даже увидев на форуме или в комментариях социальных сетей обсуждения, где кто-то вопиет о помощи и совете, многие поленятся отнять у себя 10 секунд свободного времени и отправить нужную ссылку. Поэтому продавцам приходится брать все в свои руки.

Можно ли пользоваться крауд-маркетингом?

«Но это же обман!» - может воскликнуть обыватель, поверхностно знакомый с темой интернет-маркетинга. И в каком-то смысле с этим трудно поспорить. Моральная сторона вопроса в крауд-маркетинге всегда остается актуальной. Только выходит, что таким же обманом является и поход в театр, и просмотр замечательного кинофильма. Тем не менее, из театра или кино редко выходят недовольные люди, которые пожалели о потраченном времени. Разумеется, если фильм или пьеса были хорошими.

задачи крауд марентинга

Так же дело обстоит и в крауд-маркетинге. Да, ссылку зачастую оставляет работник самой этой компании или привлеченный специалист. Да, иногда сами обсуждения генерируются искусственно, как и последующие диалоги. Но если товар или услуга, ради которых все и затевается, действительно хороши, хуже от этого не будет ни клиенту, ни продавцу. И если кто-то переходит по оставленной ссылке – значит, вы всего лишь отвечаете на уже сформировавшуюся потребность, которую потом реализуете либо вы, либо кто-то другой. Выходит, если не обманывать потенциального потребителя относительно качества продукта и его свойств, остается только ловкость рук – и никакого мошенничества.

Преимущества и недостатки крауд-маркетинга по сравнению с другими каналами трафика

Как и любой метод, крауд-маркетинг имеет свои сильные и слабые стороны, которые нужно учитывать, прежде чем выделять бюджет и время на такую расходную статью. Главные преимущества – это:

  • Возможность заниматься этим самостоятельно, не привлекая сторонних специалистов. При должном усердии и понимании простейших механизмов работы интернет-сообществ реализовывать крауд-маркетинг с легкостью может любой человек. Достаточно понимать потребности своей целевой аудитории и владеть языком, на котором она разговаривает.
  • Экономия денег. В отличие от контекстной рекламы, где платить приходится за каждый переход, крауд-маркетинг имеет «неограниченное» действие, а делать его можно бесплатно (при небольших масштабах).
  • Точность в отношении целевой аудитории. Для этого даже не потребуется использовать специальные инструменты – достаточно воспользоваться поисковой системой или найти специализированные сообщества в социальных сетях.
  • Простота контроля. Для того, чтобы понять эффективность крауд-маркетинга достаточно воспользоваться сервисом Яндекс.Метрика или Google Analytics.
  • Возможность создавать общую репутацию. В умелых руках этот инструмент позволяет воздействовать даже на тех людей, которые не собирались ничего покупать и оказались на ресурсе случайно. Если они увидят подобную рекламу несколько раз, в их головах отложится, как минимум, название компании и общее положительное впечатление, которое с ней связано.
  • Крауд-маркетинг имеет некоторые скрытые плюсы, помимо собственно перехода на ваш сайт по ссылкам. Они связаны с тем, что поисковые системы при ранжировании сайтов, помимо прочего, учитывают также количество ссылок и упоминаний на других сайтах.

Минусы крауд-маркетинга связаны, по большей части, не с самим методом, а с не вполне грамотным и уместным его применением. Это:

  • Низкая эффективность для компаний, продающих товары или оказывающих услуги высокой ценовой категории. Не так часто люди выбирают, где купить автомобиль марки «Mercedes», основываясь на обсуждениях с mail.ru.
  • Трудность при использовании в некоторых специализированных сообществах. Если вы нашли страничку блогера в Instagram, группу Вконтакте или другую площадку, где идет обсуждение того или иного товара, велика вероятность, что ее создатель не очень-то будет рад видеть конкурентов прямо у себя под носом – в собственных комментариях. Поэтому рекламу нужно или размещать очень осторожно и незаметно, либо морально подготовиться к попаданию в бан.
  • При неумелом использовании – огромный удар по репутаli>
  • Большие затраты труда и времени, выполнение вручную значительного массива рутинной работы.

Каким бывает крауд-маркетинг

Насколько неоднородны комментарии в интернете, настолько отличаются и стратегии крауд-маркетинга. Но основных всего три:

  • Рекомендация со ссылкой. Она содержит прямой совет приобрести ту или иную продукцию, либо обратиться в определенную компанию, а также содержит ссылку на сайт.
  • Информационное сообщение или пост со ссылкой. В них не содержится конкретного призыва к покупке. Вместо него – некоторая информация по той или иной теме и ссылка на сайт компании или какую-то статью в блоге. Таким образом происходит завуалированное воздействие на потенциального покупателя.
  • Рекомендация без ссылок. Наименее эффективная с точки зрения продаж методика. Однако именно такие сообщения выглядят наиболее естественно, и риск попасть в бан (если речь идет, к примеру, о комментариях в Instagram), существенно снижается.

Очень популярен метод, для которого мы не нашли уже существующего названия, поэтому условно назовем его «индийское кино». Он состоит в том, что продавец (или его подрядчик) создают множество аккаунтов, с которых разыгрывают искусственное обсуждение. Вариантов таких дискуссий бесконечное множество. С одного аккаунта можно порекомендовать компанию, с другого – внести какие-то возражения против той или иной ее продукции, с третьего – опровергнуть их и «убедить» второго комментатора, что он просто «неправильно этим пользовался».

Главное здесь, как и в крауд-маркетинге в целом – сохранять полную естественность. Всегда помните о том, что 99% довольных клиентов не оставляют отзывов. Но почти 100% недовольных не поленятся это сделать.

Каким НЕ должен быть крауд-маркетинг

Ни один удачный пример не проиллюстрирует суть какого-нибудь метода лучше, чем неудачный. Конечно же, всегда нужно учиться на чужих ошибках. Этим мы и займемся. Вот типичные неудачи крауд-маркетинговой стратегии, которые в лучшем случае не приведут просто ни к чему, в худшем – станут вечным пятном на репутации компании:

  • Написание комментариев с явно только что созданного аккаунта, либо созданного специально для оставления подобных комментариев. Это можно легко понять по тому, что все фотографии выложены практически одновременно, причем других приступов активности не наблюдалось. Лучше не иметь никаких фотографий, чем таким образом мгновенно убеждать всех пользователей в их искусственности.
  • Очевидное и беззастенчивое проталкивание ссылок. «SEO расшифровывается как Search Engine Optimization. Кстати, именно эти услуги лучше всех оказывает наша компания» - это недопустимо. Здесь информационная составляющая явно приносится в жертву самому факту размещения ссылки. «Прежде чем выбрать компанию, которая оказывает услуги по интернет-продвижению, внимательно ознакомьтесь с книгой кейсов. Обычно они имеют подобный вид и помогают убедиться в компетентности специалистов в продвижении сайтов именно вашей отрасли» - уже лучше.
  • Ошибка в целевой аудитории. Здесь очень важно уловить тонкую грань между грубой ошибкой и возможностью ненавязчиво предложить разумную альтернативу. Есть большая разница между «Зачем вам эта детская коляска, если можно купить *ссылка на сайт, продающий мотоциклы*» и «Тоже недавно не нашел в наличии такие проводные наушники. Хорошо, что рядом был магазин *ссылка на сайт, продающий беспроводные наушники* - выручили. Понравились даже больше».
  • Использование «черного маркетинга». Это оставление сразу нескольких ссылок на ряд компаний, оказывающих одинаковые или схожие услуги. Только вот на 9 из 10 отзывы будет вовсе не комплиментарными, а на последний (внезапно!) – будут полны хвалебных од. Во-первых, это крайне неэтично. Во-вторых, если вопросы этики вас не сильно беспокоят, подумайте о том, насколько очевидны такие манипуляции для любого человека.

Какие площадки можно использовать для крауд-маркетинга

Подойдут любые социальные сети, в которых есть тематические сообщества, паблики или другие площадки для оставления комментариев. Нельзя забывать, что в некоторых сервисах, к примеру, на mail.ru, для ранжирования комментария и его авторитета в глазах посетителей, нужна достаточно продолжительная активность в обсуждениях и определенный уровень – «ученик», «знаток», «гуру» и т.д. Значит, для повышения «веса» комментариев нужно активно участвовать в обсуждениях, опросах и голосованиях, заслуживать положительные оценки своих ответов.

как выглядит крауд маркетинг

Работайте преимущественно с сайтами, которые находятся по тому или иному запросу в топе поисковых систем, оставляйте комментарии там.

Заключение

Подводя итог, скажем, что крауд-маркетинг – это, как и многое другое в этом мире, вещь неоднозначная. Можно сравнить его с огнем – при умелом использовании он дарит тепло и свет, обеспечивает продажи и «согревает» лиды, при неумелом – способен сжечь дотла всю репутацию компании.

Пользуйтесь им осторожно, умеренно, осваивайте навыки интернет-коммуникаций, и тогда крауд-маркетинг станет эффективнейшим орудием в ваших руках, а к комментариям, сделанным вами и вашими сотрудниками, очень быстро прибавятся комментарии реальных благодарных клиентов.

А что вы думаете по этому поводу? Давайте обсудим в комментариях!

Понравилась статья? Получай свежие статьи первым по e-mail.
Подпишитесь на обновления:
Оцените статью:
Поделиться:
Оставить заявку